В мире

«А кто знает, что там у Путина в голове насчет Закавказья?»

Конфликт в Нагорном Карабахе продолжает развиваться.

В Вене пройдет заседание группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху

В Вене во вторник, как ожидается, пройдет заседание с участием «тройки» сопредседателей Минской группы ОБСЕ (России, Франции и Соединенных Штатов) в связи с обострением ситуации в зоне карабахского конфликта, сообщает Радио Свобода.

4 апреля российский министр иностранных дел Сергей Лавров обсудил этот вопрос по телефону с госсекретарем США Джоном Керри. Собеседники выразили «серьезную обеспокоенность» по поводу возобновившихся в регионе столкновений. По информации МИД России, Лавров и Керри указали на необходимость срочного прекращения боевых действий.

В понедельник пресс-секретарь самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики (НКР) Артак Бегларян сообщил об ударе с азербайджанского беспилотного летательного аппарата по автобусу, в котором ехали армянские добровольцы. Согласно этим сведениям, жертвами удара стали семь человек.

На линии соприкосновения в Нагорном Карабахе боевые действия продолжаются, заявили в министерстве обороны Армении. В ведомстве отметили, что азербайджанской стороне не удалось изменить обстановку в свою пользу.

Что на самом деле происходит в Карабахе

В свою очередь министерство обороны Азербайджана распорядилось привести в полную боевую готовность всё имеющееся в стране тяжелое вооружение для возможного нанесения удара по Степанакерту, если, как отмечается, армянская сторона не прекратит обстрелы азербайджанских населенных пунктов.

Ситуация в зоне конфликта резко ухудшилась в ночь на 2 апреля. Стороны обвиняют друг друга в нарушении режима прекращения огня. Есть данные о десятках погибших армянских и азербайджанских военнослужащих.

Кому выгодно?

Известный российский журналист Евгений Киселев в блоге на сайте «Эхо Москвы» высказал мнение, кому выгодно разжигание конфликта в Карабахе и чем это может закончиться:

«А кто знает, что там у Путина в голове насчет Закавказья? Не захочет ли он после Сирии влезть еще и туда? Это правда, что российские войска давно уже есть в Армении на военной базе в Гюмри, но ведь их присутствие там под предлогом обострения карабахского конфликта можно многократно усилить — количественно и качественно. Вы спросите: зачем?

Ответ прост. Армения – главный форпост России в регионе. (...)

Отношения же с Азербайджаном у Кремля далеко не простые – Азербайджан дружит с Турцией и не дружит со столь милым путинскому сердцу режимом правящих мулл в Иране, открыто ссориться с Кремлем в Баку не хотят, но все время держат дистанцию и, как говорится, поглядывают налево.

Остается Армения, полностью зависящая от российских энергопоставок, а с точки зрения безопасности – от российской военной помощи.

Недаром в конце 2013 года Москва жестко надавила на Ереван, заставила отказаться от подписания соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом – как это было сделано тогда же с Украиной.

Только в Украине в ответ на это случился Майдан, а Армения вынужденно стерпела. Но потом там стало расти недовольство неравноправными, по сути, отношениями с Москвой, что прошлым летом вылилось в массовые мирные протесты против повышения тарифов в электроэнергетике — отрасли, которая контролируется российскими компаниями.

Лидеры демонстрантов на ереванском проспекте маршала Баграмяна понимали, что открытое выражение недовольства политикой России в отношении Армении смертельно опасно. Потому они были чрезвычайно аккуратны в высказываниях на сей счет и всячески делали вид, будто выступления недовольных ценами на электричество граждан не имеют никакой антироссийской направленности.

Однако было очевидно, что это лишь тактическая уловка – достаточно было почитать армянскую оппозиционную прессу.

Недовольство оппозиции, в частности, вызывало и то обстоятельство, что Россия поставляет вооружения не только Армении, но и Азербайджану, причем Баку с его нефтедолларами гораздо легче рассчитываться с Москвой, нежели Еревану, которому платить России приходится за счет российских же кредитов.

В Кремле наверняка понимают, что антироссийские настроения неизбежно притупятся, если безопасность Армении, включая судьбу никем не признанного Нагорного Карабаха, будет зависеть от военной и политической помощи России.

Поэтому отвечая на классический вопрос: кому выгодно? – приходится констатировать, что обострение ситуации выгодно Москве.

К тому же, появляется дополнительный рычаг давления на Баку, на его ближайшего союзника – Турцию, которая теперь в Москве считается чуть ли не главным врагом России.

Заодно можно попытаться опять обскакать американцев и европейцев, выставить себя мировым игроком, влияние которого простирается далеко за пределы границ России, гораздо более эффективным миротворцем, нежели США.

Ну, и переключить внимание с больной украинской темы на совершенно новую, как это было в истории с Сирией.

Но одно обстоятельство, пусть даже чисто символическое, вызывает тревогу.

Вспоминая, как распадался Советский Союз, нельзя не напомнить, что стартовал этот процесс не только в Прибалтике. Он одновременно шел в Грузии, Армении, Азербайджане. «Закавказские» главы в истории гибели советской империи были едва ли не самыми жестокими и кровавыми.

И вот спустя четверть века — новая вспышка конфликта вокруг Нагорного Карабаха, казалось, замороженного аж с 1994 года. Не предвещает ли это опять чего-то более серьезного и гораздо худшего для России?»

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)